Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Для современной России актуальна проблема детей, кто остался без попечения родителей, или чьи родители находятся в местах лишения свободы. Эта проблема актуальна для всего мира, независимо от этапа и уровня развития государства в целом. Существовало и существует такое явление, как социальное сиротство, при котором дети остаются без попечения родителей по различным причинам. Забота развитию и воспитанию детей иногда полностью ложится на плечи общества и государства. Все эти процессы и их результаты зависят от эффективности государственной политики в названной сфере.
Анализом проблем социальной поддержки различных групп населения занимались учёные и исследователи В.Н. Архангельский, Л.Ф. Безлепкина, А.Г. Волкова, Дармодехина C.B., В.В. Колкова, C.B. Капустина и др.
Исследователи А.Н. Аверин, А.Я. Бурдяк, В.П. Галаганов, Н.М. Давыдова. Д.Л. Китова, Н.М. Римашевская, Л.И. Чинакова и др., посвятили свои работы научному обоснованию инновационных технологий социальной работы с различными категориями детей и семей и практикам их социальной поддержки.
В России государственная политика в отношении детей, чьи родители находятся в местах лишения свободы, в субъектах РФ, и на федеральном уровне, заключается в различных видах социальной и материальной поддержки со стороны государства. Специалисты в данной области работают над созданием гибких механизмов преодоления негативных явлений в социуме, а также, создании и реализации гарантий и механизмов системы защиты прав и законных интересов детей. Постоянная задача органов власти, управления и общества в целом, заключается в поиске и реализации новых методов, технологий и механизмов деятельности в данной сфере.
В контексте организации деятельности в сфере социальной защиты семьи и детства, сегодня часто используют понятие социальная эксклюзия. Под ней часто понимают такую ситуацию, когда ребёнок, в силу определённых обстоятельств исключается из полноценного социального взаимодействия с общественной средой. Различные стороны данной проблемы являются объектом изучения многих наук. Подобного рода проблемами занимается юриспруденция, социология, психология, педагогика, медицина и другие отрасли знания.
Проблема социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе тех, чьи родители находятся в местах лишения свободу, приковывает внимание работников государственных структур и политиков.
Степень разработанности проблемы данной проблемы определяется всё более возрастающим вниманием к различным аспектам социальной поддержки семей и детей, в том числе, родители которых находятся в местах лишения свободы. Подобного рода процессы регламентируются нормативно – правовыми документами, как федерального уровня, так и регионального.
Цель работы: рассмотреть социальную работа с детьми, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы в Российской Федерации.
Объект исследования: социальная работа с детьми, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы в Российской Федерации.
Предмет исследования: социальные технологии и методики работы социальных служб при работе с детьми, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы в Российской Федерации.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать социально опасное положение детей, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы.
2. Рассмотреть практику поддержки детей в РФ, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы.
3. Описать социальный портрет детей, находящихся в социально опасном положении.
4. Проанализировать специфику и результативность практик поддержки детей, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы.
5. Предложить модель социального сопровождения детей, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список используемой литературы, приложение.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, РОДИТЕЛИ КОТОРЫХ ОТБЫВАЮТ НАКАЗАНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
1.1.Социально опасное положение детей, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы: анализ понятия
Для современной России актуальна проблема защиты прав детей, вообще и в целом. Особенно глубоко всегда рассматриваются вопросы и проблемы детей, которые, по каким либо причинам остались без попечения родителей. К этой же категории относятся дети, чьи родители находятся в местах лишения свободы. Часто этот процесс подпадает под определение социальное сиротство.
Под социальным сиротством понимают проблемы детей, по каким -либо причинам оказавшимися без попечения живых родителей, или родственников. Дети, чьи родители находятся в местах лишения свободы, не всегда считаются социальными сиротами, поскольку у них может оставаться ещё один родитель, или другие родственники, которые могут над ними оформить опекунство. В каждом отдельном случае необходимо прислушиваться к советам профессиональных психологов. Если в семье случилась беда. Именно психолог даст квалифицированные советы о том, как семье пережить кризисные времена. Это поможет семье не торопиться с принятием необдуманных решений и от совершения неправильных поступков [8].
В подобных ситуациях каждый отдельный случай необходимо рассматривать индивидуально, поскольку в каждой семье могут быть какие либо свои обстоятельства. Также многое зависит от того, каков возраст ребёнка, родитель которого попал в места лишения свободы. Если у ребёнка есть другие члены семьи, они, безусловно, помогут ребёнку пережить стресс и сплотить родственников в самые сложные этапы жизни. В любом случае, если предположить, что в местах лишения свободы находится отец семейства, необходимо знать, как вести себя жене и детям, в тот период, когда человек находится в заключении. Причём, с детьми при этом должен работать детский психотерапевт. Он не занимается социальной работой, но помогает ребёнку осознать эту личную драму. Не случайно, такого рода ситуация называется социально опасной для положения ребёнка. Особенно сложно в такие периоды приходится детям подросткового возраста. Они уже хорошо понимают, что именно происходит в их семье.
В семье иногда скрывают информацию о том, что их родителя задержали и поместили в тюрьму. Чем младше ребенок, тем короче должна быть информация по этому поводу. Пятилетнему ребёнку достаточно сказать, что папа, или мама, какое-то время не будет жить с ними. Но легенды по этому поводу придумывать не стоит. Если ребёнок постарше, не стоит скрывать от него правду. Им нужно говорить о том, что происходит в семье, поскольку они - ее полноправные члены. Подростку нужно объяснить всё как есть. При этом важно донести до детей, что папа их всё равно любит и ждет воссоединения с семьей.
В контексте организации деятельности в сфере социальной защиты семьи и детства сегодня часто рассматривают так называемую, социальную эксклюзию, которую можно определить как ситуацию, при которой ребенок исключается из полноценного социального взаимодействия. Можно ещё раз вспомнить о том, что таких ситуаций, когда дети нуждаются в социальной защите и патронаже, существует очень много. Даже в случае, если у ребёнка родитель попадает в места лишения свободы, существует не так мало. Если у ребёнка в тюрьму попал единственный родитель, и при этом у него больше нет никаких родственников, в этом случае ребёнок попадёт в детский дом и будет отнесён к категории социальных сирот. Вопросы сиротства носят междисциплинарный характер. Этими проблемами занимается множество специалистов из разных областей [24].
Психологи говорят о психологической составляющей микросоциума семьи. На фоне нахождения родителя в местах лишения свободы микросоциум
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдонина, Е.И. Социальная адаптация детей из неблагополучных семей посредством социокультурной деятельности [Электронный ресурс] / Е.И. Авдонина // Ученые записки государственного социального университета. – No3. – 2019. – С. 11-20. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17784608 (дата обращения: 02.02.2023).
2. Азбука социального работника [Текст]: справочное пособие / Под общ. ред. Т. Н. Кузнецова. – Белгород: Изд-во НИУ «БелГУ». - 2016. – 307 с.
3. Алексеева, Л.С. Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной реабилитации [Текст] / Л.С. Алексеева. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2018. – 127 с.
4. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст] / С.А. Беличева // Социальное здоровье России. – 2017. – No3. – С.14-16.
5. Бодрая, Ю.В. Семейное неблагополучие как социально педагогическая проблема [Текст] / Ю.В. Бодрая, Е.В. Моцовкина // Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского. – 2017. – No 3. – С. 195-199.
6. Васильчиков, В.М. Правовое обеспечение социальной работы: учебное пособие для студентов вузов: рекомендовано УМО по специальности «Социальная работа» [Текст] / В.М. Васильков. – М.: Академия, 2017. – 198 с.
7. Волков, Д.В. Методы воспитания несовершеннолетних [Электронный ресурс] / Д.В. Волков // Всемирная организация здравоохранения. – No3. – 2021. – Режим доступа: https://www.who.int/ru (дата обращения: 02.02.2023).
8. Галиева, С.Ю. Развитие воспитательного потенциала семьи, находящейся в социально опасном положении, как условие профилактики социального сиротства: структурно-функциональная модель [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – No 6. – Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11632 (дата обращения: 02.02.2023).
9. Демина, Л.Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. Учебное пособие [Текст] / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова // Алтай: Алтайский государственный университет, 2019. – 156 с.
10. Демьянов, Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практикум [Текст] / Ю.Г. Демьянов. – М.: Кнорос, 2018. – 160 с.
11. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками [Текст] / Н.Ф. Дивицына. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 274 с.
12. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи [Текст] / Т.С. Зубкова. – М.: Академия, 2014. – 326 с.
13. Зритнева, Е.И. Семьеведение: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по направл. подготовки и спец. «Социальная работа» / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 205 с.
14. Зритнева, Е.И. Технологии социальной работы общеобразовательного учреждения по социальной реабилитации несовершеннолетних [Электронный ресурс] / Е.И. Зритнева // Мир науки, культуры, образования. – No2 (87). – 2021. – С. 61-76. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45677544 (дата обращения: 02.02.2023).
15. Зюбин, Л.М. Растить человека [Текст] / Л.М. Зюбин. – М.: Просвещение, 2016. – 140 с.
16. Изоренко, Д.А. Социализация детей из неблагополучных семей [Электронный ресурс] / Д.А. Изоренко // Актуальные проблемы теории и практики психологи и социологии. – No5. – 2018. – С. 172-181. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29780011&pf=1 (дата обращения: 02.02.2023).
17. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] / О.А. Карабанова. – М.: Просвещение, 2016. – 204 с.
18. Карасева, А.С. Опыт применения технологии социальной работы по решению социальных проблем неблагополучных семей [Электронный ресурс] // Научные и творческие достижения в рамках современных образовательных стандартов. – No3. – 2019. – С. 29-33. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37046591 (дата обращения: 02.02.2023).
20. Квартыч, Е.И. Социальная реабилитация детей, рожденных в семье алкоголиков [Электронный ресурс] / Е.И. Квартыч // Медицина. Социология. Философия. Прикладные искусства. – No4. – 2020. – С. 121-134. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46246083 (дата обращения: 02.02.2023).
21. Кваша, Л.Г. Социальная реабилитация несовершеннолетних в специализированных учреждениях [Электронный ресурс] / Л.Г. Кваша // Теория и практика социальной работ в современном социуме. – No5. – 2019. – С. 156- 171. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41530121 (дата обращения: 02.02.2023).
22. Ковальчук, М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация [Текст] / М.А. Ковольчук, И.Ю. Тарханова. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 286 с.
23. Кондрашенко, В.Т. Основы семейной психотерапии и семейного психологического консультирования [Текст] / В.Т. Кондрашенко, Д. И. Донской, С.А. Игумнов. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2018. – 397 с.
24. Лиханов, А.И. Дети без родителей [Текст] / А.И. Лиханов. – М.: Просвещение, 2010. – 324 с.
25. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / А.В. Мудрик. –М.: Академия, 2018. – 345 с.
26. Мукина, Е.Ю. Современные подходы к социально-педагогической реабилитации в теории и практике педагогической науке [Текст] / Е.Ю. Мукина // Вестник Томского государственного университета. – 2018. – No7. – С.30-41.
27. Наврузова, Л.К. Коррекция и реабилитация негативных последствий социализации детей из неблагополучных семей [Текст] / Л.К. Наврузова. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. – С. 124-127.
28. Новикова, О.С. Правовые основы профилактики девиантного поведения подростков: Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы IV Всероссийской конференции с международным участием научно-практической конференции, 28-29 октября 2010 г.: в 2 т. [Текст] / О.С. Новикова. – Краснодар: Краснодарский университет МВД
России, 2018. – 106 с.
29. Олифренко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. Пособие [Текст] / Л.Я. Олифренко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: Академия, 2012. – 256 с.
30. Рыбакова, Л.А. Дети группы риска: особенности развития, психолого-педагогические технологии работы с детьми группы риска: учебное пособие [Текст] / Л.А. Рыбакова, Т.Ф. Бабынина. – Казань: Бриг, 2019. – 200 с.
31. Рыжова, О.С. Социально-педагогическая поддержка детей в трудной жизненной ситуации в условиях социально-реабилитационного центра [Электронный ресурс] / О.С. Рыжова // Гуманитарный вестник. – No2. – 2018. – С. 130-141. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42216027 (дата обращения: 02.02.2023).
32. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: Владос, 2000. – 459 с.
33. Социальная педагогика [Текст] / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Инфа-М, 2018. – 219 с.
34. Социальная работа: учеб, пособие [Текст] / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: 2018. – 343 с.
35. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности [Текст] / Под ред. П.Д. Павленка. – М.: Дашков и К, 2018.– 201 с.
36. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Т.И. Шульга. – М.: Дрофа, 2015. – 254 с.
37. Шульга, Т.И. Методика работы с детьми «группы риска» [Текст] / Т.И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд. – М.: УРАО, 2014. – 104 с.